Попробуем спрогнозировать, какие из описанных тенденций проявят себя на российском рынке телекома. Вертим хрустальный шар и видим: все без исключения бьются за улучшение качества сервиса.
Рынок ШПД продолжает консолидироваться, с него будут уходить не только малые (до 10 тыс. абонентов), но и средние игроки (10-100 тыс. клиентов). Лидеры не ограничатся покупкой компаний телекома, им нужен свежий контент, который дает преимущество в пакетных предложениях. Начнется охота за медийными ресурсами. Легко предположить, что «Первый канал вскоре заинтересуется операторами связи. Или наоборот, крупные провайдеры начнут приобретать телеканалы и производителей контента, как это делала американская Time Warner Cable.
Общемировым трендом является «интернет вещей», умные дома, для которых крайне важен постоянный и стабильны доступ в интернет, поэтому крупнейшие провайдеры начинают разрабатывать особые предложения для данных продуктов.
Дальнейшее расширение базы будет осуществляться за счет перехода абонентов от одного поставщика услуг к другому. Следовательно, главным критерием станет не столько стоимость услуг, сколько их качество и наличие УТП (уникальное торговое предложение).
Что делать провайдерам второго и третьего эшелона? Перебить ресурсы «Ростелеком», МТС, «Мегафон» нереально, соревноваться с ними по ключевым направлениям нет смысла. Правильно будет занять маркетинговую стратегию, которую условно можно назвать «партизанская война».